Тканые рушники в селах Большесолдатского района


2022-05-27


Тканые рушники в селах Большесолдатского района выделяет особый стиль декорирования. Они были необходимой частью приданого невесты, поэтому продолжали изготавливаться по традиционной технологии до середины XX века. В два нита изготавливали ткани с простым «полотняным» переплетением, в пять нитов ткали для получения выпуклого узора. Также ткачихи пользуются браным ткачеством, техникой закладывания по полотну. Узор представляет собой чередование цветных полос или располагается ярусами, в которых повторяются отдельные элементы полихромного орнамента с геометрическими, растительными, зооморфными и антропоморфными мотивами. В настоящее время рушники продолжают ткать мастерицы Домов ремесел в селах Саморядово и Сторожевое.

Села Большесолдатского района Курской области возникли в XVII веке. В этот период на курские земли прибыли служилые люди из центральных и западных земель Московского государства. Перейдя впоследствии в сословие государственных крестьян-однодворцев, они стали предками нынешнего населения русских сел, входивших ранее в Суджанский уезд Курской губернии (ныне территория Суджанского, Большесолдатского и Беловского районов Курской области). Материальную культуру однодворческих сел бывшего Суджанского уезда выделяет женский костюм сарафанного типа с кукошником, особый стиль декорирования тканых изделий: рубах, завесокнастольниковрушников.

Рушники  в южных районах Курской области ткали трех видов. Самые нарядные — крючковые, или «накрючники», — развешивались по праздникам на вбитые в стенки гвозди — крючки. Такие полотенца и теперь входят в повседневное убранство домов Большесолдатского района, украшая красный угол, обрамляя висящие на стенах зеркала и фотографии. Другой вид полотенец — ручные. На все большие праздники их стелют на столы, на скатерти, чтобы гости могли вытирать об них руки. Их украшали  ярко-красными полосами разной ширины на концах. Для повседневного пользования ткали утирки, пропуская на их концах несколько красных нитей.

Все три вида рушников были необходимой частью приданого невесты: к свадьбе готовили 20-25 накрючников, 20-30 ручных полотенец, 10-15 повседневных утиральников. Рушники становились дарами для родни жениха. В свадебной песне, исполняемой на дарах, о приданом невесты пелось: «Тебе много, друг, надобно: сорок сороков рушников, пятьдесят локот всё форбот, да на все крючки — рушнички, на кадушечки — дежнички». Вечером перед свадьбой родня невесты приезжала в дом жениха и развешивала рушники по стенам. На второй день свадьбы гости снимали их, накидывали на себя и шли гулять по селу. Также рушниками на свадьбе были отмечены главные свадебные чины — свахи и дружкó, за рушник дружко выводит жениха и невесту из дома перед венчанием. Особый вид полотенца — пеляну — невеста делала для иконы, которой ее благословляли родители и которую она перевозила в дом жениха.

Источник: https://www.culture.ru/objects/439/tekhnologiya-izgotovleniya-tkanykh-rushnikov-v-bolshesoldatskom-raione-kurskoi-oblasti


Количество репостов: 4

Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта.

Продолжая использовать этот веб-сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и принимаете Политика конфиденциальности.